АФАЗИЯ

Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн

АФАЗИЯ (от греч. а — отрицат. частица и phasis—речь), расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей. А. необходимо отграничить от некоторых расстройств речи у душевнобольных, к-рые иногда не пользуются речевым аппаратом за отсутствием соответствующих импульсов. Афазик же не в состоянии свой речевой импульс претворять в речь. Афазию надо, далее, отграничить от анар-трии или дизартрии, вызываемой параличом мышц и нервов периферического аппарата речи. Последний при А. не страдает: оставшиеся в употреблении слова больные весьма часто произносят правильно; кроме того, отдельные мышцы, участвующие в акте речи, функционируют правильно при всех других актах, не связанных с речью (если не мешает присоединяющаяся иногда апрак-сия). Так, афазики в состоянии двигать языком, облизываться, целовать, жевать, глотать, издавать звуки, свистать, кусать и т. д. У афазиков выпадает высшая функция, приводящая обычно периферический речевой аппарат в движение для выражения мыслей. Последнее осуществляется при помощи особых условных знаков в виде фраз или слов, к-рые являются символами предметов, действий, понятий. Так назыв. выразительные движения (Дарвин) животных можно рассматривать как зачатки реакций речевого типа. Движения и позы, принимаемые животными при известных условиях (подымающаяся грива, оскаливание зубов, ряд угрожающих поз), являясь реакциями на определенную обстановку, одновременно служат сигналами, условными раздражителями для других существ, живущих в «мире данного животного». В этих выразительных, или сигнальных движениях большую роль играют звуковые реакции (лай, рев, мяуканье, ржанье, пение птиц, шипение змей и т. д.). Имея крупное биологическое значение для поддержания жизни и рода, они связаны с аффективными состояниями, характерными для инстинктивных действий. Попытки открыть в сигналах высших животных, напр., обезьян, членораздельные звуки пока не увенчались успехом. «Речь» попугая не есть речь в смысле данного выше определения. Также и детская речь на низшей ступени развития имеет ближайшее отношение к жизненно важным раздражителям. Мимические и голосовые реакции на питание, на изменения внешней темп, и на висцеральные раздражения—те же рудименты речи с эмоциональным характером. Лишь в дальнейшем наступает «интеллектуализация» речи. Сначала все обозначается словами собственного образования. Лишь постепенно эта более «конкретная речь» начинает уступать место условным символам, словам и фразам взрослого. Вначале эта речь более проста, без грамматики и флексий, напоминая стиль первобытных народностей (например, негров или кафров). В патологических случаях мы без труда узнаем фило – и онтогенетически более старые формы речи с преобладанием эмотивности, с аграмматизмом, с обрывками слогов, с собственным словообразованием и т. д. С эволюционной точки зрения Джексона (Jackson), в патологических случаях, при обратном развитии речи или при распаде речи, онто – и филогенетически более молодые функции ее выпадают раньше, вследствие чего обнаруживаются более старые функции, отличающиеся большей элементарностью и автоматичностью, но зато более прочной организованностью. В речи, как во всякой сигнализации, можно различать два элемента; один с характером эффекторным, двигательным, центробежным (экспрессивная речь), другой— с характером рецепторным, сенсорным, центростремительным (понимание речи). Оба эти элемента тесно между собой связаны. Но в пат. случаях они нередко’ расстраиваются б. или м. изолированно. Когда расстроено понимание речи (сенсорная А., словесная, или’, лучше, речевая глухота), б-ной, у которого аппарат слуха не пострадал и который поэтому воспринимает все звуки и шумы, не в состоянии диференцировать отдельные слова или фразы. Он их воспринимает как незнакомые сигналы, как чуждый язык. Сенсорная А. поэтому есть частный случай агнозии: акустическая речевая агнозия. Не всегда она 54» резко выражена. Иногда больные понимают отдельные слова, даже простые фразы, но не схватывают длинных предложений. При этом почти всегда утеряна способность читать—т. н. алексия, или оптическая речевая агнозия. Расстройство экспрессивной речи, которое можно рассматривать как апраксию речевого аппарата, обнаруживается в двух видах: или больной говорит много (логоррея), «без тормоза», но коверкает фразы и слова, взятые как бы из чуждого языка (парафазия, жаргоно-фазия), или, наоборот, больной с трудо

Изучайте:

  • ПАЕК
    ПАЕК (от татар, цай—часть, доля, порция), установленное количество выдачи натурой какого-либо довольствия на определенн...
  • ЛИХОРАДКА
    ЛИХОРАДКА, сложный комплекс явлений в организме, характеризующийся гл. обр. расстройством теплорегуляции и повышением t...
  • ВШИВОСТЬ
    ВШИВОСТЬ, (лат. pediculosis, от pedicu-lus—вошь), или phthiriosis (от греч. phthei-rein—портить). Еще до середины XIX в...
  • ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВОЕ СПЛЕТЕНИЕ
    ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВОЕ СПЛЕТЕНИЕ, plexus lumbo-sacralis, периферическая часть нервной системы, дающая начало двигательным...
  • ПОЛЯРИМЕТРИЯ
    ПОЛЯРИМЕТРИЯ, поляриметры. Поляриметрия—определение направления иизмере - РИС. 1. ние угла вращения плоскости поляризац...