АСКЛЕПИЙ

АСКЛЕПИЙ, или, по римской терминологии, Эскулап, обожествленный врач древней Греции. По Гомеру, он был царем Фессалии, жившим за 1250 лет до хр. э. и обладал необыкновенным даром лечить болезни. Ученик Хирона, он лечил хир. б-ни преимущественно втираниями и разрезами, а внутренние б-ни—освежающими напитками и приятными песнопениями, или эподами. После смерти А. почитатели, обожествляя его, построили в честь его особые храмы—ас-клепии. Они были расположены, б. ч., вне городов, в священных рощах, в здоровых живописных местностях, на горах, вблизи рек и целебных минеральных источников. Окрестности этих храмов считались священными. Не только доступ, но и приближение к храмам дозволялось не иначе, как после особых приготовлений. Больные или посланные их должны были нек-рое время подвергаться воздержанию, посту, окуриваниям и омовениям (по возможности, морской водой). После этого следовало торжественное шествие внутрь храма, где жрецы рассказывали о чудесных излечениях, совершенных божеством, объясняли надписи, наконец, снимали покровы со статуи Эскулапа, окруженной мистическими символами, и приступали к жертвоприношениям, сопровождавшимся молитвами и песнопениями. Среди многих символов, окружавших А., была змея, пьющая из чаши-—эмблема здоровья, мудрости и бессмертия, оставшаяся эмблемой медицины до нашего времени. Важнейшим (основным) средством достигнуть исцеления служила инкубация, или священный сон у ног. божества на шкуре принесенного в жертву барана. Во время сна жрецы молча ожидали того момента, когда божество откроется б-ному в сновидениях, явившихся естественным следствием предшествовавшего возбужденного состояния. Толкованием этих сновидений и занимались жрецы, определяя по ним средства против б-ней, как-то: внутреннее или наружное потребление жертвенной крови, диэтетические средства, слушание песен, посещение театра, езда верхом, охота, метание оружия, применение кровопусканий, рвотных, слабительных и др. Культ А. существовал еще около 420 г. хр. эры. Лит.: Ковнер С, История медицины, Киев, 1878; Мороховец Л., История и соотношение медиц. знаний, М., 1903; Л е в и н ш т е й н И., Этюды по истории фармации, М., 1927. И. Лелинштейн.

Изучайте:

  • КАЕПУТОВОЕ МАСЛО
    КАЕПУТОВОЕ МАСЛО (ФУН), или каю-путовое, 01. Cajeputi, или 01. Cajuputi, или 01. Wittnebianum. Название К. м. получило ...
  • МЕЛАНИНЫ
    МЕЛАНИНЫ, ряд аморфных, азотсодержащих черных и темнокоричневых пигментов, к-рые встречаются в коже, волосах, chorioide...
  • СФИНКТЕРЫ
    СФИНКТЕРЫ (от греч. sphingo—сжимаю, стягиваю), система мышечных кольцевых волокон, расположенных вокруг какого-либо отв...
  • ЕВГЕНИКА
    ЕВГЕНИКА (от греч. eu - хорошо и genos - род), по определению ее основателя Гальтона - «дисциплина, изучающая, ка...
  • ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
    ...