АСКЛЕПИЙ

АСКЛЕПИЙ, или, по римской терминологии, Эскулап, обожествленный врач древней Греции. По Гомеру, он был царем Фессалии, жившим за 1250 лет до хр. э. и обладал необыкновенным даром лечить болезни. Ученик Хирона, он лечил хир. б-ни преимущественно втираниями и разрезами, а внутренние б-ни—освежающими напитками и приятными песнопениями, или эподами. После смерти А. почитатели, обожествляя его, построили в честь его особые храмы—ас-клепии. Они были расположены, б. ч., вне городов, в священных рощах, в здоровых живописных местностях, на горах, вблизи рек и целебных минеральных источников. Окрестности этих храмов считались священными. Не только доступ, но и приближение к храмам дозволялось не иначе, как после особых приготовлений. Больные или посланные их должны были нек-рое время подвергаться воздержанию, посту, окуриваниям и омовениям (по возможности, морской водой). После этого следовало торжественное шествие внутрь храма, где жрецы рассказывали о чудесных излечениях, совершенных божеством, объясняли надписи, наконец, снимали покровы со статуи Эскулапа, окруженной мистическими символами, и приступали к жертвоприношениям, сопровождавшимся молитвами и песнопениями. Среди многих символов, окружавших А., была змея, пьющая из чаши-—эмблема здоровья, мудрости и бессмертия, оставшаяся эмблемой медицины до нашего времени. Важнейшим (основным) средством достигнуть исцеления служила инкубация, или священный сон у ног. божества на шкуре принесенного в жертву барана. Во время сна жрецы молча ожидали того момента, когда божество откроется б-ному в сновидениях, явившихся естественным следствием предшествовавшего возбужденного состояния. Толкованием этих сновидений и занимались жрецы, определяя по ним средства против б-ней, как-то: внутреннее или наружное потребление жертвенной крови, диэтетические средства, слушание песен, посещение театра, езда верхом, охота, метание оружия, применение кровопусканий, рвотных, слабительных и др. Культ А. существовал еще около 420 г. хр. эры. Лит.: Ковнер С, История медицины, Киев, 1878; Мороховец Л., История и соотношение медиц. знаний, М., 1903; Л е в и н ш т е й н И., Этюды по истории фармации, М., 1927. И. Лелинштейн.

Изучайте:

  • ПРОФЕТА ЗАКОН
    ПРОФЕТА ЗАКОН (Profeta), положение, выставленное в 1865 г. Профета, по к-рому по аналогии с законом Кольса (см. Кольса ...
  • ВИСОЧНАЯ КОСТЬ
    ВИСОЧНАЯ КОСТЬ (os temporale), одна из самых сложных костей, так, как является вместилищем органа слуха и равновесия и ...
  • ЭЛЕКТРОЛЕЧЕНИЕ
    ЭЛЕКТРОЛЕЧЕНИЕ, применение электричества в качестве лечебного фактора. Благоприятное действие электричества было отмече...
  • НОМЕНКЛАТУРА БОЛЕЗНЕЙ
    НОМЕНКЛАТУРА БОЛЕЗНЕЙ, т. е. систематический список наименований болезней и патологич. состояний, построенный на начала...
  • ГРИЗИНГЕР
    ГРИЗИНГЕР, Вильгельм (Wilhelm Grie - ; singer, 1817—68), выдающийся нем. психоневролог, деятельность к-рого должна быть...