БЕРНШТЕЙНА МЕТОД

БЕРНШТЕЙНА МЕТОД, система экспериментально-психологических тестов, предложенная А. Н. Бернгдтейном для исследования психики душевно-больных. Бернштейн исходил из мысли, что обычный количественный эксперимент, ставящий своей задачей только измерение псих, продукций, непригоден для определения формальных особенностей псих, функционирования, характеризующих отдельные формы психозов, т. к. количественно одинаковые результаты выполнения одних и тех же задач не свидетельствуют об одинаковом механизме работы. Свои методы он, в отличие от измеряющих, называет формулирующими и ставит их целью установить не степень, а схему расстройства, выявив ее, гл. обр., на основании изучения того пути, которым испытуемый идет к решению задачи. Б. отказывается искусственно изолировать результаты деятельности отвлеченных способностей или свойств психики и стремится к исследованию тех конкретных псих, комплексов, которые определяются рамками самого применяемого метода. На основании результатов исследования по своим методам, Б. построил ряд схем экспериментальной симптоматологии псих, б-ней и пытался применить их для диференциальной диагностики психозов. Сама методика Б., гл. образ., сводится к задачам на различные операции с картинками и текстами. Исследование Б. предлагает вести в след. порядке: 1) восприятие: узнавание цветов и простых образов (вещи, раскрашенные изображения предметов и т. д.); 2) усвоение: определение простых действий, изображенных на рисунке (человек одевается, женщина подметает пол и т. д.); 3) осмышление: понимание смысла более или менее сложных картинок или ряда последовательных рисунков, изображающих разные фазы одного и того же события (мальчик падает в колодец, крестьянин напивается, едет пьяный, падает с саней и т. д.), а также понимание представляющих те или другие трудности рассказов; 4)комбинирование: складывание разрезанных картинок, а также решение арифметических задач на сложение и умножение; 5) сопоставление: решение задач на деление и вычитание, заполнение пропущенных слов и слогов в связном тексте, расположение по порядку картинок, представляющих постепенное нарастание какого-нибудь явления ит. д.;6) критика: отыскивание несообразностей в специально для этой цели подобранных картинках; 7) внимание: решение задач на последовательное вычитание и счет цветных шариков, в большем или меньшем числе, более или менее тесно расположенных в различных полях; 8) память: отыскиваниетолько-чтовиденных линейных фигур среди других, с ними сходных, запоминание текстов, а также рядов отдельных слов или бессмысленных слогов; 9) ассоциативные процессы: свободн. ассоциации, метод Юнга; 10) двигательная реакция: быстрый счет при помощи показывания пальцем расположенных по одной горизонтальной линии разноцветных звездочек или подряд или с выбором какого-либо одного цвета. Наиболее важные диференциальные типы выполнения задач, выделенные Б., относятся к комбинированию. Б. отличает синтетический и аналитический типы последнего. Синтетический тип характеризуется тем, что б-ные приступают к работе без всякого плана, прикидывая один элемент к другому по случайным соображениям, а аналитический—наличностью первоначального анализа элементов, из к-рых надо строить ту или иную комбинацию. Первый свойственен раннему слабоумию (схизофрении), а аналитический— прогрессивному параличу в начальных стадиях, в меньшей степени— циркулярному психозу. Как простой и удобный способ регистрации некоторых сторон психического статуса метод Б. сохранил свое значение и в наст, время, хотя диферен-циально-диагностические построения Б. не встретили сочувствия и не нашли применения в клинической практике. Лит.: Бернштейн А. Н„ Клинические приемы психологического исследования душевнобольных, 2. изд., Гиз, М., 1922. П. Зиновьев. ВЕРТЕЛО, Марселей (Marcelin Berthelot, 1827—1907), один из величайших химиков, известный своими работами по систематическому применению синтеза в органической химии, по термохимии, взрывчатым. веществам, по приложению общей и органической химии к биологич. и сел.-хоз. проблемам. Сын врача, Б. вначале изучал медицину, затем перешел к занятиям химией, под руководством Балара и Пелуза. В 1859 го – . ду Вертело получает специально для него созданную кафедру органической химии в Высшей фармац. школе в Париже, в 1864 г. переходит на ту же кафедру при College de France, которую и занимает до самой смерти. Член Французской Академии Наук и многочисленных иностранных академий и научных обществ, Вертело был также крупным по
литическим деятелем: во время осады Парижа он изучает способы приготовления взрывчатых веществ и селитры, а в 1878 г. избирается президентом комиссии по взрывчатым веществам. В 1886 г. занимает пост министра народного просвещения, в 1895 г.—министра иностранных дел. Б. принадлежит исключительная заслуга превращения органической химии, к-рая (по его собственному выражению) до него была наукой аналитической, в синтетическую дисциплину и введения в органическую химию синтетического метода как основы для выяснения строения и получения новых соединений. Классическими работами Б. в этом отношении являются получение алкоголя из этилена, получение муравьиной к-ты из СО и Н20, синтез ацетилена из Н и С в пламени электрической дуги, получение бензола из ацетилена. Б. принадлежит также метод восстановления йодистым водородом, позволяющий получать из различных соединений соответствующие углеводороды. Огромное значение имеют работы Вертело по термохимии, приведшие его к изобретению калориметрической бомбы (см. Бомба калориметрическая), к установлению важного в термодинамическом отношении «принципа наибольшей работы» при хим. реакциях. Эти работы привели Б. к интереснейшим исследованиям над теплотой соединения НЬ с кислородом, причем оказалось, что этот процесс выделяет одну седьмую того тепла, к-рое выделилось бы, если бы связываемый гемоглобином кислород окислял углерод. Эти исследования Б., наряду с исследованиями по термодинамике выделения СОа из крови в легких, имеют первостепенное значение для выяснения механизма газообмена в легких. Исключительный биол. интерес и практическое значение для агрикультуры представляет сделанное Б. открытие, что в почве происходит фиксация атмосферного N, притом за счет находящихся здесь бактерий. Помимо экспериментальных работ, Б. оставил ценнейшие исследования по истории химии, в частности, касающиеся алхимии. Лит.: G г а е Ь е, Berlchte d. deutschen cheml-schen Gesellschatt, B. XLI, 1S08.

Изучайте:

  • ИНЕРЦИЯ
    ИНЕРЦИЯ, особое свойство материи, хат рактеризуемое первым основным законом движения (законом И.)': всякое тело, предос...
  • ОДЫШКА
    ОДЫШКА (dyspnoe), расстройство"'внешнего дыхания, обусловленное нарушением функции органов дыхания, вспомогательных мех...
  • БОЛИ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ
    БОЛИ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ, представляют собой результат раздражения в системе либо проводников, либо центров болевой чувств...
  • ПЕНЬКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
    ПЕНЬКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основой для получения пеньковых изделий служит пеньковая пряжа, которую можно разделить на две ...
  • НОННЕ-АПЕЛЬТА РЕАКЦИЯ
    НОННЕ-АПЕЛЬТА РЕАКЦИЯ (М. Nonne, F, Apelt), обработана и предложена в 1907 г. Нонне и Апельтом для качественного опреде...