ДЕТСКИЙ САД

ДЕТСКИЙ САД, общественное воспитательное учреждение для приходящих маленьких детей в возрасте (в СССР) от 3 до 7 лет. Среди других учреждений соц. воспитания Д. с. занимает исключительно важное место, т. к. он обслуживает период жизни, когда организм отличается особой пластичностью, когда с большой быстротой и силой развертывается деятельность аппаратов, имеющих решающее значение для формирования личности: сенсорных, моторных, эмоциональных, а к концу периода—и высших нервных приборов. Для крестьянской и рабочей семьи Д. с. имеет огромное воспитательное и социально-экономическое значение. Являясь проводником новых культурных и гиг. форм жизни, одним из действеннейших орудий преобразования быта, освобождая мать—работницу и крестьянку, перегруженную домашним трудом и мелочными хозяйственными заботами, от большого бремени, Д. с. способствует поднятию рабочей и крестьянской семьи на более высокую ступень культуры и т. о. играет роль важного, еще недостаточно оцененного фактора повышения производит, сил страны. Исторические сведения. Своим названием Д. с. обязан Фребелю (Froebel, 1782—1852). В 1837 г. Фребель открыл первый Д. с, и с тех пор это название утвердилось во всех странах мира за воспитательными учреждениями для приходящих детей дошкольного возраста. Духовным отцом Д. с. следует считать Генриха Песталоцци (Hcinrich Pesta-lozzi, 1746—1827), с педагогическими идеями к-рого и их практическим применением Фребель имел возможность познакомиться. Честь воплощения идеи общественного дошкольного воспитания среди рабочих масс принадлежит великому соц. реформатору-утописту Роберту Оуэну (R. Owen, 1771—1858), к-рый еще в 1816 г. обратился с письмом к английским рабочим, призывая их отправлять своих детей в основанные им школы. В наст, время нет ни одной культурной страны, в к-рой Д. с. не получили бы б. или м. значительного распространения. Картину наиболее мощного развития и расцвета дошкольного воспитания дают в наст, время Соединенные Штаты, в к-рых Д. с. и количественно и качественно оставляют Западную Европу далеко позади. вГто время как в странах Зап. Европы, особенно в Германии, педагогика Д. с. обнаруживает признаки застоя и идеи Фребеля, в свое время прогрессивные, превращаются в мертвую букву и ремесленную методику, американский Д. с. проделал большую эволюцию. Благодаря трудам американских педологов и педагогов (Ст. Холла, Дьюи и др.) из Д, с, были устранены все устарелые приемы и догматы фребелианства и заменены более гибкими и более жизненными принципами и методами. Сохранив и в большой мере воплотив в жизнь основную идею Фребеля—идею включения Д. с. КЕ1К обязательного элемента в общую систему народного воспитания и образования, американские дошкольные работники с большим усердием в пределах, ограниченных господствующей буржуазной идеологией, строят Д. с. на началах укрепления здоровья ребенка, развития в нем творческой самодеятельности, инициативности и веры в свои силы. Большими достоинствами отличается богатое, разнообразное и тщательно продуманное оборудование американского Д. с. (особенно—строительный материал, встретивший и у нас сочувствие и применение). В Россию идеи Фребеля проникли во 2-й половине XIX в., в эпоху зарождения народнического движения. Первый Д. с. по системе Фребеля был открыт в Петербурге в 1879 г. До начала XX в. все начинания в области общественного дошкольного воспитания, не имея опоры в массах и встречая противодействие и преследования со стороны правительства, носили узко кружковой и разрозненный характер. Революция 1905 г. дала сильный толчок общественному движению в области дошкольного воспитания; в ряде городов возникают специальные общества и кружки, появляются журналы, и впервые закладывается фундамент народного Д. с. в виде учреждения бесплатных Д. с. в Киеве, Самаре, Одессе, Москве, Петербурге и т. д. Октябрьская революция вызвала переворот и в области дошкольного воспитания. Впервые не только в истории русского просвещения, но и в мировой истории власть провозгласила воспитание ребенка с самых ранних лет жизни делом нетолько гос. важности, но и гос. обязанности. Отныне на пути к распространению Д. с, к охвату ими всего пролетарского и крестьянок, детского населения стоят в СССР лишь факторы эконом, значения. Эволюция идей дошколь – ного воспитания прошла в СССР в течение послереволюционных лет длинный, извилистый, далеко еще не законченный путь. В наследие от предшествовавшей эпохи достались идеи свободного воспитания, крайним выразителем к-рых был Л. Н. Толстой, находившийся под
влиянием Руссо. Впоследствии проводником принципов свободного воспитания в более умеренном виде стал кружок педагогов, представителей радикальной интеллигенции, группировавшихся вокруг Шацкого и Шлегер. Педагогические принципы Шлегер, согласно к-рым в центре педагогического процесса должен стоять ребенок, его интересы и потребности, а орудиями воспитания должны служить труд, игра и искусство, были официально признаны и одобрены еще в резолюциях первого послеоктябрьского съезда по дошкольному воспитанию (апрель 1919 г.); но уже на II съезде в 1921 г. свободное воспитание было признано «реакционной утопией, классовые корни к-рой заложены во враждебном коммунизму лагере». Коренному пересмотру дошкольная работа подверглась на III съезде (1924), на к-ром приведенная выше триада свободного воспитания—труд, искусство, игра—была заменена другой триадой—активизм, реализм и коллективизм. Основными изменениями в методах работы Д. с. явились широкое внедрение в жизнь Д. с. элементов современности (участие Д. с. в революционных праздниках, демонстрациях и т. п.) и внесение в практическую работу плановости, программности и систематического учета. В последнее время намечается стремление к построению всей педагогики Д. с. на строго научном педологическом анализе особенностей растущего организма и характера воздействия на него окружающей физ. и соц. среды, к применению в педагогике Д. с. достижений рефлексологии, психологии и экспериментальной педагогики, а также к всестороннему проникновению в жизнь Д. с. физической культуры. Нет сомнения, что это стремление обещает дальнейшую плодотворную эволюцию дошкольной педагогики в СССР. Д. с. как орудие оздоровления народных масс. Д. с. должен рассматриваться и как очаг культуры и коллективного воспитания и как могучее орудие оздоровления народных масс. Для того, чтобы оздоровляющая роль Д. с. выполнялась наиболее совершенно, необходимо, чтобы требования гигиены и профилактики не в формальном смысле, а в их глубоком значении усваивались административными органами дошкольного воспитания, педагогическим персоналом Д. с. и широкими массами населения. Основные требования, к-рые предъявляет гигиена воспитания к Д. с, следующие.—Выбор места для Д. с. При выборе места для дошкольного учреждения следует предъявлять те же требования, как и при выборе места для школьного здания (к почве, строительным материалам, источникам водоснабжения и т. п.).—П л а н и р о в-ка самого здания Д. с. обычного городского типа (на 40—50 детей) должна исходить из необходимости наличия следующих частей: передняя, раздевальня, уборная (для маль – 84» чиков и девочек отдельно), три рабочие комнаты для 3 групп, комната для игр, столовая, ванная-умывальная, дежурная, к-рая может служить и музеем, комната для медицинского осмотра, изоляционная с отдельным выходом наружу, кухня, кладовая, терраса. В интересах гигиены дошкольного воспитания важно также обратить внимание на следующие детали. Раздевальня должна быть теплая, светлая и достаточно просторная, т. к. наблюдения показывают, что ее теснота является одним из источников нервного возбуждения детей. Уборные должны быть обязательно светлые и достаточно просторные для того, чтобы ребенок мог соблюдать чистоту. С 6 лет мальчики и девочки пользуются отдельными уборными. Кубатура в рабочих комнатах должна равняться 10 ма на каждого ребенка (при высоте в 3—3,5 м). В столовой,*сак и в др. комнатах, назначенных для кратковременного пребывания, указанную норму можно понизить до 8 ж3.—М е б е л ь должна соответствовать по своим размерам росту и пропорциям тела детей. В Д. с. должны быть по крайней мере два типа мебели: для младшей группы детей (3—5 л.) и старшей группы (5-—7 л.). Мебель не должна быть однообразна; она должна отличаться прочностью, простотой и изяществом линий, быть свободна от всяких лишних украшений (резьба и т. п.) и отличаться относительной легкостью, чтобы ребенок мог сам передвигать ее. Дидактический материал. К дидактическому материалу как естественному, так и искусственному, к-рым Д. с. пользуется для педагогических целей, гигиена и педология предъявляют ряд требований: 1) материал должен быть свободен от каких-либо свойств, к-рые могут повредить здоровью ребенка; 2) он должен быть в полном соответствии с биол. особенностями ребенка дошкольного возраста на данном стадии его развития. В частности, по отношению к отдельным видам материала требования таковы. 1. Песок должен быть взят из чистого места, вдали от мусорных и выгребных ям, и содержать

Изучайте:

  • ЭНДОМЕТРИТ
    ЭНДОМЕТРИТ (endometritis). В конце 19 в, и в начале текущего 20 в. все гинекологи приписывали воспалению многочисленные...
  • СВЕТИЛЬНЫЙ ГАЗ
    СВЕТИЛЬНЫЙ ГАЗ, общее название горючих газов, применяемых для освещения; С. г. пользуются также для отопления и для раз...
  • ВРЕМЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ
    ВРЕМЯ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ, время от момента раздражения до момента реакции испытуемого субъекта на это раздражение. Оно...
  • ВНУТРИСЕРДЕЧНОЕ ДАВЛЕНИЕ
    ВНУТРИСЕРДЕЧНОЕ ДАВЛЕНИЕ, измеряется у животных: при невскрытой грудной клетке при помощи сердечного зонда (Chaveau и М...
  • АППЕНДИКС
    АППЕНДИКС (от лат. appendix—придаток), червеобразный отросток слепой кишки (см. рисунок 1). По своему происхождению, А....