ШКОЛА

Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн

ШКОЛА , учебно-воспитательное учреждение для детой и подростков школьного возраста, к-рое в СССР охватывает детей от 8 до 18 лет. I. Основные принципы организации советской III.: всеобщее обязательное бесплатное обучение, единство воспитательной системы (единая школа), политехнизм, со –

т„

W%2$?fW»‘ вместное обучение детей обоего пола, обучение на родном языке. Советская Ш. по своей целенаправленности резко отличается от III. капиталистических стран, где Ш. является в руках буржуазии орудием подчинения рабочего класса. «Вся старая школа, будучи целиком пропитана классовым духом, давала знания только детям буржуазии. Каждое слово ее было подделано в интересах буржуазии. В этих школах молодое поколение рабочих и крестьян не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии» (Ленин, Сочинения, т. XXV, стр. 386). Задача советской власти превратить школу «из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества. В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, Ш. должна быть не только проводником принципа коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетариат и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм» [из программы ВКП(б)]. В царской России в начальной и средней III. обучалось 7 800 тыс. детей, причем лишь незначительная часть из них—дети рабочих и крестьян. В годы гражданской войны и разрухи 9 780 тыс. детей обучалось в Ш., к началу первой пятилетки—ужо свыше 12 000 тыс. детей, а в период между 1930 и 1934 гг. число детей рабочих, колхозников и трудящихся увеличилось с 17 600 тыс. до 22 000 тыс. в начальных и средних Ш. нашего Союза. К концу первой пятилетки выполнена директива о всеобщем обязательном начальном обучении в Союзе [постановление ЦК ВКП(б) от 25/VH 1930 г.], охарактеризованная Сталиным на XVІ партийном съезде в 1930 г. «как решающий шаг в деле культурной революции». В 1933 г. начальное обучение было в основном закончено по всем союзным республикам, причем из числа обучавшихся в городских Ш. значительная часть детей (от 70% до 90% в разных местах) охвачена семилетним обучением, и успешно развивается Ш. с 10-летним обучением. В Союзе школьное преподавание ведется на 70 языках.—В СССР установлены постановлением СНК от 15/V 1934& г. три типа общеобразовательных школ: начальная с четырьмя классами (с 1-го по 4-й включительно), неполная средняя Ш. с семью классами (с 1-го по 7-й включительно) и средняя Ш. с десятью классами (с 1-го по 10-й включительно). Общее число учащихся в СССР в 1935 г. составляло 25,6 млн., в 1936 г. намечен охват в 27,9 млн. и в 1937 г. в 29,9 млн. учащихся. Контингент учащихся в начальной, неполной средней и средней III. в РСФСР в 1935& г. в сравнении с данными 1934 г. вырос на 9,4%, а на 1936 г. намечается увеличение учащихся на 10,7% (абсолютный прирост учащихся составляет 1 848,5 тысяч). Особенно большой набор учащихся намечен на 1937 г. в старших классах, что обеспечит дальнейшее развитие и упрочение полной средней Ш. с 10-летним курсом обучения. Содержание и методы работы советской III. основаны на приципах политехнизма. В основу советской системы воспитания положена «триада» Маркса: «Под образова – нием надо понимать три вещи: 1. Умственное образование. 2. Физ. развитие, к-рое дают гимнастические Ш. и военные упражнения. 3. Политехническое воспитание, знакомящее с общими научными принципами всех производственных процессов и в то же время дающее ребенку и подростку практические навыки в обращении с элементарными инструментами всех производств». Развивая и конкретизируя эти положения, Ленин указал на то, что «нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение, ни образование без производительного труда, ни производственный труд без параллельного обучения не могли быть поставлены на ту высоту, к-рая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания» (т. II, стр. 288). «Коммунистом стать можно только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которые выработало человечество.». «А наша Ш. должна давать молодежи основы знания, давать умение вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей» (Ленин, Сочинения, т. XXV, стр. 388 и 394). Замечания Ленина на тезисы Крупской о политехнизме и речь на III Всероссийском съезде ВЛКСМ от 2/Х 1920 г. послужили основой для разработки принципов советской Ш. Однако в программах, методах и содержании работы Ш. до 1931 г. наряду с достижениями в области соединения обучения с производственным трудом и общественной работой был ряд существенн
ых недостатков, осужденных постановлением ЦК ВКП(б) от 5/IX 1931 г. Ш. не давала достаточного объема общеобразовательных знаний, неудовлетворительно разрешала задачу подготовки для техникумов и для высшей Ш. вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук; среди применявшихся методов работы имел место и «метод проектов», вытекавший из антиленинской теории «отмирания школы». Роль учителя была резко снижена, не было четких учебных программ, дисциплина в Ш. была слаба, весь внутренний распорядок в Ш. был резко нарушен. «Всякая попытка оторвать политехнизацию Ш. от систематического и прочного усвоения наук, особенно физики, химии и математики, преподавание к-рых должно быть поставлено на основе строго определенных и тщательно разработанных программ, учебных планов и проводиться по строго установленным расписаниям, представляет собой грубейшее извращение идеи политехнической школы» [из постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5/IX 1931 г.]. Специальное постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» от 29 августа 1932 г. дало конкретные руководящие указания по выработке учебных программ, организации учебной работы, укреплению школьного режима, подготовке учительских кадров и реорганизации семилетней политехнической школы в десятилетнюю. Эти постановления мобилизовали партийные и советские организации на борьбу за улучшение качества работы Ш. В 1932 г. введены новые предметные программы, дающие систематическое изложение знаний, связь теоретических дисциплин с жизнью и социалистическим строительством, обеспечивающие высокое общее образование уча – щихся. Основой учебного процесса в Ш. стал организованный школьный урок, введен индивидуальный и систематический учет знаний учащихся и проверочные испытания. Стали применяться испытанные методы преподавания, повысился удельный вес учителя в Ш. и объявлена решительная борьба за повышение дисциплины в Ш.—Первые годы 2-й пятилетки и в особенности 1935 г. ознаменовали общее повышение благосостояния Ш. и бурный рост и улучшение ее материальной базы, к-рая долго отставала от общих темпов социалистического строительства. Еще в 1931 г. было отмечено, что «материальная база Ш.—строительство новых зданий, ремонт существующих, производство учебного оборудования и учебных пособий—крайне недостаточна и становится одним из препятствий к улучшению работы Ш.» [постановление ЦК ВКП(б) от 5/IX 1931 г.]. Первым широким мероприятием оказалось издание стабильных учебников, без которых нельзя проводить систематического курса обучения основным наукам (химии, физике, математике, географии, родному языку и т. д.). Эти учебники по содержанию отвечают установленным программам и по внешнему оформлению удовлетворяют ряду гиг. требований в отношении шрифта, формата, рисунков и др. В 1934 г. Ш. РСФСР получили 42 млн. учебников, в 1935 г.—72 млн. За время с 1933 по 1935 г. издано свыше 200 млн. учебников и из них половина нерусских учебников для народов СССР. Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 7/VІII 1935 года внесены основные указания к дальнейшему развертыванию издательского дела и выпуску полноценной продукции; открыта свободная торговля учебниками по номинальным ценам. Эти мероприятия обеспечивают их массовость и распространение. Особое внимание обращено на качество учебников. Отпущены большие средства на составление учебников, в первую очередь по русскому языку и истории, В основу разработки учебников по истории положены замечания тт. Сталина, Жданова и Кирова от 9/VІII1934 г. Специальной правительственной комиссией под председательством Жданова ведется просмотр учебников истории и объявлен конкурс на составление новых учебников по истории [постановление СНК и ЦК ВКП(б) 3/II 1936 г.]. Большое внимание обращается на снабжение Ш. письменными принадлежностями. Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 14/IX 1935 г. предусматривает значительное количественное увеличение письменных принадлежностей; обязывает промышленные организации составить твердый график выпуска ряда пособий улучшенного качества: тетрадей, перьев, ручек, чернил, резинок, мелков и т. д., а также предметов хранения этих пособий—сумок, ранцев,. портфелей и пр. В 1936 г. СНК СССР намечена программа производства 1 323 млн. тетрадей, 275 млн. карандагдей, 650 млн. перьев. Организованы специальные тресты для изготовления школьных письменных принадлежностей, а также учебных пособий и учебного оборудования. II. Школьное строительство и благоустройство являются основным мероприятием, обе

Изучайте:

  • ЭПИТЕЛИЙ
    ЭПИТЕЛИЙ (от греч. epi—на и thele—сосок), термин, введенный Рейшем (Ruysch, 1703 г.) и обозначавший первоначально наруж...
  • ТРИПАНОСОМЫ
    ТРИПАНОСОМЫ, ТРИПАНОСОМИАЗ. Трипаносомы, паразитические простейшие из рода Trypanosoma Gruby, 1843, сем. Trypanosomidae...
  • РОКИТАНСКИЙ
    РОКИТАНСКИЙ Карл (Karl von Rokitansky, 1804 — 78), крупнейший патолог середины 19 века. По окончании мед. факультета в ...
  • ЖИЗНЬ
    ЖИЗНЬ. Содержание: Определение понятия «жизнь» .292 Проблема возникновения жизни на земле. . 296 Жизнь с то...
  • МЕТРИТ
    МЕТРИТ (от греч. metra—матка), правильнее м'езометрит, или миометрит (metritis, mesometri-tis, myometritis), воспаление...