СЛЕПЫЕ

Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн

СЛЕПЫЕ . Точные данные о числе слепых в стране являются предпосылкой для наиболее правильного разрешения проблемы трудового-и культурного устройства их и работы по профилактике слепоты. Несмотря на ряд попыток придать статистике слепоты международный характер, до сих пор нет единообразных методов учета слепоты, нет точных данных для научного изучения. Единственные официальные данные, к-рыми мы располагаем в наст, время, о С. мира собраны гиг. секцией Лиги наций в 1929 г. и представляют гл. обр. материал народных переписей в отдельных странах (см. табл.). Эти данные могут служить критерием для суждения о распределении и состоянии С. внутри данной страны и об условиях, среди которых живет население. Материал Лиги наций, сопоставляя результаты однодневных переписей, производящихся в разных странах в крайне разнообразных условиях различными методами при различном толковании самого понятия о С, представляет собой данные, непригодные ни для научных обобщений ни для практических запросов. На парижском конгрессе в 1928 г. по профилактике слепоты была принята общая цифра С. во всем мире 6 000 000 и стоящих на грани слепоты 15 000 000 чел. Цифры эти несомненно нужно считать преуменьшенными вследствие стремления буржуазии ограничивать число лиц, подлежащих государственному и благотворительному обеспечению. Буржуазная статистика издавна пыталась объяснить большие цифры С. на Востоке влиянием географического расположения страны, климата, близости моря, гористости и пр. (Фукс и др.). Попытка Цейне и Каррерас Ара-го установить географическую закономерность распределения слепоты с прогрессивным уменьшением ее с юга на север оказалась несостоятельной. В материале Лиги наций мы находим обоснования зависимости слепоты в Индии от Данные о количестве С. в отдельных странах по материалам Лиги наций. обилия выпадающих дождей; подобного рода утверждения носят априорный характер и. не подтверждаются научными данными.’ Огромные цифры С. на Востоке (Китай, Индия, Египет) находят единственное объяснение в тяжелых соц.-бытовых условиях трудящихся этих стран—в результате двойного гнета и эксплоа-тации со стороны империалистов и собственной буржуазии. Об этом говорят также низкие показатели слепоты в культурных странах, метрополиях и высокие в колониях. Точно так же и в царской России слепых было значительно больше среди угнетенных нац. меньшинств, чем среди русского населения. Эти цифры определяют объем слепоты, ставя его в зависимость от существования класса капиталистов, эксплоатации, гнета и культурного уровня населения. Высокая эксплоатация в колониях, полуколониях, а также в царской России дает большой процент слепоты. Октябрьская революция в России, экспроприировавшая средства производства, уничтожившая эксплоатацию и гнет трудящихся масс, в то же время подняла соц. здравоохранение, культурный и материальный уровень трудящихся, что привело к значительному снижению слепоты. По данным переписи 1886 г. насчитывалось в России 189 872 чел. С. обоего пола, акоеф. слепоты—20. По данным же переписи 1897 г. С. насчитывалось 247 000 с коеф. 19,7. Профессор Головин в 1910 г. на основании материалов этих переписей и на основании среднего общего коеф. 20 предположил, что общее количество С. в России 300 000 представляет собой далеко не полный подсчет С. в России. Перепись населения в СССР в 1926 г. выявила С. 234 833 чел. на 147 205 685 чел. населения, с коеф. слепоты 15,97, т. е. ниже переписи 1897 г. на 3,73. Это снижение является результатом изменившихся после Октябрьской революции социаль-но-экономич. условий, повышения культурного уровня и массовой оздоровительной работы. Взгляд на С. как на межклассовую группу людей (Брони и др.) издавна вытекает из недооценки того основного факта, что слепота, как и tbc и другие соц.-пат. явления, вербует свои жертвы преимущественно из среды трудящихся. Буржуазное законодательство держало С. в б. или м. тесной опеке, и лишение их гражданских прав было в средние века правилом. Тем не менее история отмечает ряд знаменитых С, особенно в 18 веке: автор «Потерянного рая» Мильтон, слепорожденный Саун-дерсон, профессор Кембриджского университета; слепой Вейсенбург в Мангейме изобрел машину для чтения и письма, слепая девица Парадиз в Вене (1759—1824 гг.) придумала аппараты для чтения, письма и набора нот. Но это были исключения—масса С. оставалась невежественной и прозябала в нищете и бесправии. Правда, и тогда были сделаны’ попытки дать С. возможность обучаться. Эразм напр. настаивал на возможности облегчить их страдания, развив
ая оставшиеся чувства. В 1749 г. Дидро издал свое знаменитое «письмо о слепых», к-рое сыграло огромную роль в истории их просвещения. Высказанная в этом письме мысль о способности С. к умственному развитию была воспринята Валентином Гаюи (1745— 1822), сыном бедного французского ткача, который, усвоив новые идеи Дидро и др. о С, разработал практическую систему воспитания и образования, ремесленных навыков, чтения, письма выпуклым обычным шрифтом. Организованная им в 1774 г. первая школа для С. сделалась впоследствии центром как для С. Франции, так и для др, стран. В наст, время это Национальный ин-т для юных С, являющийся преимущественно школой музыки и настройки. В 1807 г. Гаюи по приглашению Александра I отправился в Россию, где встретился с рутиной и злой волей бюрократии, находившей обучение С. излишней затеей, т. к. «слепых в России нет», как заявили царские чиновники. Все же Гаюи сумел положить начало делу проев е-. щения С. в России (Скребицкий). Инициативе Гаюи стали скоро подражать в других странах. Именно в Англии первая школа была открыта в 1791 г., в Пруссии в 1806 г. (в Берлине), в Вене в 1808 г. Дело, начатое зрячим Гаюи, продолжал слепой Луи Брайль (1809—52). Ослепший с трех лет, он был сначала учеником, а затем преподавателем в школе, основанной Гаюи. В 1826 г. Брайль приспособил точечную азбуку, дающую возможность из комбинации в пределах 6 выпуклых точек создать 63 знака, к-рых вполне достаточно для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, математических и нотных. Комбинация этих знаков логически вытекает одна из другой: все буквы алфавита распределены по 4 строчкам: на 1-й строке 10 знаков, соответствующих 10 первым буквам. Из этих первых – знаков он составил 10 следующих, прибавляя внизу только одну точку; прибавляя еще одну точку внизу, получил третью строчку и т. д. Каждая точка по занимаемому положению имеет особую нумерацию (рис. 1).

е – ••& ••& •• • . •• •• • ‘• ‘, о. ш

gefeteur desnfmhres I234567890 -{-& — Х / = ( ) coeffic exponarvt \f > &

Рисунок 1.

Расстояние между точками принято в 2*/г мм> что соответствует нормально развитому осязанию. Однако эта способность крайне индивидуальна и уменьшается с возрастом. Реализаторами идей Гаюи и Брайля и проводниками их в обездоленные массы С. явились во Франции Сюзеран и в Англии Эрмитедж, которые пытались придать проблеме С. социальный характер, требуя не только помощи, но и работы. Но эта пропаганда могла привести только к развитию буржуазно-филантропического движения: организуются мастерские (щеточные, плетения корзин и стульев), созываются национальные и международные конгрессы—1878 г., 1889 г., 1900 г. в Париже, 1902 г. в Брюсселе, 1905 г. в Льеже, 1910 г. в Париже; в 1889 г. основывается Ассоциация Гаюи. Пункт I ее устава гласит: «Ассоциация В. Гаюи для блага слепых имеет целью объединить и помогать лицам и учреждениям, к-рые ими занимаются, обучать, распространять, применять все, что может способствовать обучению и попечению о слепых и популяризировать дело профилактики слепоты». Тем не менее масса С. при отсутствии равноправия в труде со зрячими и невозможности конкурировать с ними своей кустарной продукцией продолжала бедствовать. Лозунг С. конца 19 в. «признайте нас за людей» является ярким выражением их бедственного положения. С 1915 г. в связис недостатком рабочих кадров впервые осуществляются опыты по использованию труда С. в фабричной промышленности. Этот опыт, начатый инженером Перль – сом на заводе Сименс-Шуккерт в Берлине с 70 С, вскоре проник в другие страны (Америка—Форд). Несколько сотен С. было допущено к выполнению подсобных работ (клейка, упаковка), а в дальнейшем и к более сложным работам на станках фрезерных, строгальных и пр. После мировой войны начинается революционное брожение среди военно-ослепших, которое захватило и гражданских С. Борьба С. обостряется в крупнейших буржуазных странах и приводит к ряду завоеваний. В 1920 г, в Германии издается закон, обязывающий нанимателей принимать нек-рый процент инвалидов войны и в том числе военно-ослепших. Законом 1923 г. это распоряжение было распространено на всех С. В Англии в 1920 г. подписывается королем закон о С, по к-рому предоставляется пенсия С. свыше 50 лет, а все дело попечения о С. переходит к муниципальным организациям. Этот закон явился результатом 50-летней борьбы, завершившейся походом английских С. на Лондон в апреле 1920. Из материалов Лиги наций видно, что даже в момент наибольшего благополучия С на Западе (в период временной стабилизации капитализма) возможности их были крайне ограничены. Проф. Орлов, ознакомившись с положением С. на Западе, уже в 1926 г. убедился в отсутствии для них перспектив. О тяжелом положении С. в эпоху экономического кризиса мы узнаем из печати С, их писем в СССР. Во Франции в результате 6-летней борьбы С. добились в 1930 г. ничтожной помощи для 5 000 человек, самых бедных С. В Германии в 1933 г. фашистским правительством издан декрет о насильственной стерилизации и кастрации лиц с наследственными болезнями, в том числе наследственной слепотой и глухонемотой. О положении С. в царской России и роли благотворительно-бюрократического органа— Мариинского попечительства о С—мы узнаем из классических работ Скребицкого и отчасти из отчетов и трудов самого попечительства. Новейшие данные по этому вопросу (Бело-руков) проливают свет на эти страницы мрачного прошлого, характеризующегося рядом революционных вспышек среди С, особенно после 1905 г. В. И. Ленин, говоря о развитии капитализма в России, отмечает факт экспло-атации С. на нек-рых фабриках взамен механической двигательной силы. Право С. на труд и культуру впервые в мировой истории нашло свое полное осуществление в СССР после Октябрьской революции. В 1923 г. было организовано Всероссийское об-во слепых (ВОС), к-рое развернуло свою деятельность под боевым лозунгом «В ногу со зрячими». В задачи ВОС входят политическое воспитание, просвещение и трудообучение С. в соответствии с их особенностями, а также трудовое устройство их в государственной и кооперативной промышленности и других доступных им отраслях. Об-во проводит учет С, трудоустройство и проф. обучение, регулирует правовые культурные интересы С, пропагандирует задачи лечения и профилактики слепоты. Права С. в СССР регламентированы в ряде законодательных постановлений; политическое и гражданское равноправие трудящихся С. предусмотрено советской конституцией. Бюджет организации ВОС составляется из сметных отчислений органов СО, ОНО, из доходов от предприятий об-ва и мобилизации средств населения во время проводимых тр
ехдневников. Ос – новной задачей этих ежегодных кампаний является пропаганда задач ВОС и мобилизации общественности на борьбу со слепотой. Членами ВОС могут быть лица, достигшие 14-летнего возраста, инвалиды первых 2 групп по зрению. Всего в 1933 г. ячеек и отделов Всероссийского общества слепых имелось 729, вовлечено членов 27 160, В 1933 г. число трудоустроенных С. в различных системах—спец. мастерских, кооперации инвалидов, общей и кустарной промышленности и сельском хозяйстве—составляло 24 280 человек. Во 2-ю пятилетку намечено охватить трудоустройством всех физически трудоспособных С. с полной и частичной слепотой; число таких лиц из общего числа 172 291 С. РСФСР ориентировочно составляет 67 000, Проф, обучение С. проводится гл. обр. в учебно-произв. мастерских ВОС (УПМ). УПМ ВОС имеют 6— 12-месячную программу и выпускают квалифицированных рабочих С. 3—4-го разряда. ВОС имеет около 200 УПМ; деревообделочные, кош-мовально-пимокатные, трикотажные, матрац-но-обойные, бумажно-картонажно-переплетные, металлообрабатывающие и др. В 1933 г. УПМ выпустили предметы широкого потребления на

Рис 2 Слепая при расшповье металла на спе-ци тльном станке

сумму свыше 13 млн. руб. Из УПМ ВОС обращает на себя внимание Ленинградский комбинат: в нем занято 604 рабочих, из них слепых рабочих 394. Средняя месячная зарплата С. 139 руб. Крупнейшим предприятием ВОС является завод «ЭМОС» в Москве, насчитывающий 432 рабочих, из них 200 С. Завод изготовляет электрические вентиляторы и силовые моторы малой мощности. На заводе «ЭМОС» слепые выполняют высококвалифицированные работы слесарей, штамповщиков, токарей по металлу, обмотчиков и сборщиков моторов и других (рис. 2 и 3). Средняя зарплата слепого рабочего 141 руб. Завод выпустил продукции в 1933 г. на 2 453 000 руб.—На фабриках и заводах госпромышленности труд слепых применяется группами, бригадами и цехами с организацией систематического инструктажа. Определение видов труда и организация труда слепых в СССР проводятся на основе научной проработки этих вопросов Центральным и Ленинградским научными институтами по изучению труда инвалидов НКСО (ЦИТИН и ЛИТИН). Проведенные в ЦИТИН’е опыты инженером Л. С, Шульцем по применению труда С. в чистой обработке дерева привели к выводу о доступности этих работ для С. наравне со зрячими при правильной организации рабочего места и применении спец. оборудования (шаблоны и др.). С. доступны для изготовления следую – щие’изделия: простая мебель (табуретки, столы, шкафы и др.), сел.-хоз. инвентарь—грабли, ульи клетки, кормушки, парниковые рамы и пр. Шульцем также изготовлены приборы для достижения точности и полноценности в работе С.— штанген-циркуль, опиловочный и др. (рис. 4—8). Д-р Рейх сконструировал ряд сигнализационных звуковых приборов для облег –

Рисунок 3. Слепой за точильным станком.

чения работы С. как в общей промышленности, так и в спец. мастерских: о пуске машин, о препятствиях по пути, для вызова мастера. Трудоустройство С. в капиталистических странах по материалам Лиги наций проходит по^трем основным руслам: работа в специальных мастерских, в общих предприятиях со зрячими и работа на дому. Специальные мастерские как правило являются филантропическими и частными предприятиями и существуют гл. обр. в крупных городах. Государственный характер эти предприятия носят в очень немногих странах: в Дании, Латвии, Франции. Муниципальные мастерские имеются: в Голландии—2, в США—около 20, в Англии—4, в Шотландии—1. При нек-рых мастерских имеются общежития для одино – ких с оплатой из заработка за содержание. Большинство мастерских имеет свои магазины и склады для целей сбыта продукции местному населению, причем в значительной мере рассчитывают на «симпатии публики». Отмечаются следующие трудности в работе мастерских: невозможность конкурировать с механизированной и импортной промышленностью, что затрудняет сбыт готовой продукции; частое изменение методов работы и невозможность иногда для С. овладения новым методом; отсутствие трудовых процессов, пригодных для С, в целом ряде производств: литейном, рудничном и др.; боязнь несчастных случаев; проведение специальных мер предосторожности и увеличение брака, ведущее к вздорожанию продукции; производительность С. в среднем не достигает производительности зрячего и ниже последней на 25—66%. Всех этих причин часто вполне достаточно для от – Рисунок 4.Специальный угольник. каза в найме слепого рабочего. Работа С. на дому в качестве кустаря-одиночки связана с опекой и зависимостью от различных организаций, конкуренцией, трудностью добывания сырья и сбыта продукции. Преодолеть все эти трудности оказалось возможным только в СССР на базе ликвидации Рис – 5- Измерительная линейка. безработицы, социалистической экономики труда, научной его организации и теснейшей увязки между трудом и бытом. Культмассовая полит.-просвет, и ликбез, работа проводится по линии органов народного образования и ОДН. Всеобуч взрослых С. в СССР осуществляется через школы для неграмотных, малограмотных и политшколы при учебно-производственных мастерских и предприятиях.»Обучается в средних и высших учебных заведениях свыше 400 чел., клубов и красных уголков ВОС—133, библиотек—113. Приборы для письма по Брайлю, получавшиеся раньше из-за границы, производятся в мастерских ВОС; изготовляются пишущие машинки по Брайлю системы слепых изобретателей (Фролов и Баринов). Организовано производство рельефных географ, карт (Свердлов и Потанин) и глобусов. Изданы буквари на мордовском и узбекском языках, подготовляются издания их на других нац. языках. Издаются 3 журнала по Брайлю: в Москве—«Жизнь слепых» и «Слепые на соцстройке», в Ленинграде—«Путь восовца». Среди С. СССР имеется ряд научных работников: Коваленко (тифлопедагогика), Пандря-гин (математика), Матвеев (политическая экономия), Панин (философия), Богорад (медицина) и др.; писатели, поэты и журналисты: Белору-ков, Гиляровский, Добжин-ский, Лепин, Рязанцев, Попов, Шоев; деятели ВОС: Викторов, Глазыкин, Галвин, Медведев. Труды слепого профессора Щербины по тифлопедагогике широко известны за границей. Инженер Потоцкий, будучи слепым, руководил сложными гидротехническими работами на нефтяных промыслах, на Каспийском море. Неоднократно отмечался факт крайне слабого физ. развития слепых детей и взрослых, повышенной их заболеваемости (скрофулез, порок Рисунок 6. Штанген – сердца, отиты и др.), а также циркуль^для еле – повышенной смертности (Кро-гиус, Биллей). Наблюдения, произведенные в Ин-те мозга в Ленинграде на 120 детях из Ин-та слепых, показали, что с нормальным физическим профилем было среди всех С. 43%, гипотрофиков—50%, гипер-трофиков—7%. Подтвержден факт мышечной заторможенности у С, наличие стереотипных движений (длительное раскачивание), ограниченности больших размахов, повышенной возбудимости вегетативной нервной системы, расстройства желез внутренней секреции (20— 35%). Наряду с этим констатирована более напряженная работа головного мозга (Осипова и др.). Дефекты в физич. развитии С. стоят в несомненной связи с крайне тяжелыми уело – виями их воспитания в прошлом и проявлением полнейшей небрежности и невежества в уходе за С, особенно детьми—длительное пребывание взаперти и т. п. Условия правильного развития С. коренным образом изменились в СССР. Советское здравоохранение организует правильный врачебный надзор
за физ. развитием слепых детей и взрослых (путем диспансеризации их), проводит пропаганду сан.-гиг. навыков в труде и в быту. Опыты по применению физкультуры среди С. в СССР по методу Лесгафта показали „^—^«ивэ увеличение размаха грудной Я|В^ВВ1||| клетки, емкости легких, у в е-Я^н|^ВН111 личение роста, повышение са-^^Т§ в мочувствия и производитель-|| II ноститруда(Красовский, Кре-Ц В стовников). В план занятий ffljl| входили элементарныедвиже-Ц ния, правильная стойка, ды-|1 В хание, ходьба, бег, прыжки, И|Р| метание, борьба и подвиж-■ И ные игры. Массовая пропа-JS Я ганда физкультуры требует I 111 приближения ее к производ-1111 ству и быту, применения ее ‘ в домах отдыха и санаториях, ЙугЬ^ьнТдая» r«e концентрируются С. За-слепых.& дача физ. оздоровления сле – пых требует также максимального приближения физиотерап. помощи к обстановке их труда и быта. Весьма показаны и удобоприменимы к слепым разные виды врачебной гимнастики—ортопедической, гигиенической, цандеровской, вибрационного массажа и других видов общеукрепляющего лечения. Мир ощущений, представлений, мыслей, чувств С. издавна привлекал к себе внимание буржуазной психологии, к-рая создала учение об особой психологии С. Большинство буржуазных авторов убеждено в глубоком своеобразии психо-физического и эмо –

Рисунок 8. Опиловочный аппарат.

ционального уклада С, в способности его только к синтетическому, а не к аналитическому мышлению, в преобладании среди С. типа созерцательного, беспомощного в вопросах практических, тяготеющего к отвлеченному мышлению и т. д. В СССР, где С, как и вообще инвалид, рассматривается как лицо с относительной трудоспособностью и в силу этого занимает принадлежащее ему место в социалистическом производстве, совершенно отпадает необходимость существования специального учения об особой психологии С, становятся излишними также обычные рассуждения о различии в положении С. с детства и поздно ослепших. Речь может итти только о своеобразии нек-рых восприятий у С.—слуховых, осязательных, мускульного чувства, восприятия пространства и способности к ориентировке. Бюрклен, резюмируя результаты ряда исследований о наличии у С. физиол. повышения остроты слуха как викариата функции зрения, пришел в выводу, что физиол. утончение слуха у С, так же как и существование у них особенного музыкального слуха и способности к более совершенной локализации звуковых восприятий, представляются не доказанными. Осипова нашла нормальный слух у 40% обследованных ею 120 школьников, выше нормального—14%, музыкальный— 10%, поражение на оба уха—11%, на одно— 12%. Способность С. локализировать звук по данным ЦИТИН’а ниже, чем у зрячих. Нек-рое превосходство С. над зрячими в отношении слуховых восприятий следует приписать вниманию и упражнению. Физиол. анализ, проведенный рядом исследователей по вопросу изощрения осязания у С, также привел к выводу, что едва ли существует различие между Си зрячими, что большая тонкость осязания у С. должна быть отнесена скорее за счет упражнения и приспособления. Опытами Фрике, Вейсенбурга и др. опровергнуто ходячее мнение о способности С. определять путем осязания цвета предметов. Основными ингредиентами осязания являются: внешние—чувство давления, температурные и болевые ощущения, внутренние—чувство напряжения, положения и движения. Последним принадлежит основная роль в конструировании пространственных представлений у С. Мускульное чувство—способность определять положение частей тела в пространстве и сопротивления, встречаемые им при активном движении, по данным Гохейзена оказалось утонченным у С. с изощренным осязанием. Способность С. воспринимать пространство, отрицавшаяся прежними авторами, в наст. время считается присущей С. как результат синтетической деятельности слуховых и осязательных восприятий. Пространственные представления у С. отличаются от таковых у зрячих своей неокрашенностью, но обладают достаточной гибкостью для представления формы предметов (Биллей). Чувство препятствия, способность различать его на расстоянии, неправильно называемое «шестым чувством», развивается главным образом у слепых от рождения и с большим стажем слепоты. Это чувство свойственно и зрячим и маскируется зрением. Слепой пользуется способностями, которыми зрячий пренебрегает. Богорад и Шимес, обследовав способность к ориентировке у 180 взрослых слепых рабочих Москвы, констатировали самостоятельное передвижение к месту работы и обратно у 85%. Практически крайне важно воспитывать навыки по ориентировке уже у лиц, слепнущих еще в стенах глазных б-ниц, путем обучения ходьбе с помощью палки по средней линии коридора, тротуара и т. п. Широко применяются среди слепых СССР экскурсии, близкие и дальние. Обучение слепых детей. По, данным Лиги наций в вопросе об обязательном обучении слепых детей за границей нет достаточной четкости: обязательность обучения отмечается в 12 государствах Европы, 28 штатах США и в некоторых провинциях Канады. В некоторых государствах при наличии

Рисунок 9.

всеобщего обучения последнее не обязательно для С. Школы для С. содержатся как за счет государства, так и общественно-благотворительных учреждений и самих родителей. До сих пор существуют комбинированные школы для С. и глухонемых несмотря на несомненный вред такого совмещения (США, Бельгия, Канада). Рутинные методы воспитания и обучения обусловлены стремлением превратить школу С. в замкнутый мирок, изолированный от зрячих и приспособленный к дефекту С. Большое внимание в программах уделяется пению, музыке, настройке роялей, домоводству и физическому развитию. Просвещение слепых детей в СССР проводится НКПросом в спец. школах и общих школах

Рисунок 10. Урок физики.

со зрячими. Вместо горсточки обособленных, полуфилантропических учреждений приютного типа страна имеет массовую школу для слепых детей, занимающую органическое место в системе народного образования. По РСФСР насчитываются 42 специальные школы с 3 630 учащимися, или 39% школьного контингента С. Школы имеют 723 педагога, 28% из них со специальным высшим образованием. В нашей стране вся система воспитания и обучения С. ставит ту же цель и задачи, что и система для зрячих детей, строится на тех же основных принципах и методах, но способы педагогич. работы иные. В школы С. принимаются дети абсолютно С. и с частичным зрением (visus до 0,05). Слабовидящие дети со зрением от 0,05 до 0,2 принимаются в специальные группы при специальных или общих школах, в к-рых работа специализирована—применяются зрячий шрифт с увеличенными буквами, лупы, метод пись – ма без – глаз л т. д* Работа со слабовидящими детьми проводится в Ленинграде, Москве, Казани, Ростове-на-Доку, Горьком, Воронеже и широко пропагандируется органами ВОС в областных центрах и в национальных республиках. На школы С. расходуется ок. 4 250 000 руб. местным бюджетом. С. обучаются чтению и письму выпуклым шрифтом при помощи прибора Брайля и плоскому письму по Геболь-ду и скорописью для общения со зрячими (рис. 9). Математические записи так же, как и спец. оборудование для педагогического процесса и пособия по естествознанию, географии, физике и химии, являются несомненно специфическими (рис. 10—12). Школы для С в СССР по преимуществу интернатного типа, но принимаются также и приходящие дети. Наряду со специальной школой для С. детей прием их регламентирован в общие школы со зрячими для совместного обучения их как в дошкольных учреждениях, так и в школах средних, рабфаках и вузах. Совместное обучение С. со зрячими особенно важно в сельских местностях без отрыва детей от семьи; для организации такого обучения требуется ознакомление педагогов общей школы с Брайлевской системой грамоты. Огромная культурная роль радиовещания для С. вызвала ряд льгот для них в различных странах, в особенности в СССР. Стремление изыскать способы чтения книг не путем осязания (Брайль), а путем слуха привело к ряду изобретений, из к-рых можно отметить сконструированный в СССР Скворцовым прибор, дающий возможность звуковой передачи книг, опер и т. д. при помощи бумажной звучащей ленты.

Рис

Обучение столярному ремеслу.

Рисунок 12. Урок географии.

Особое место занимают слепо-глухонемые дети. Воспитание и обучение слепо-глухонемых значительно труднее, чем воспитание С. или глухонемого ребенка. На примере глухо-слепой Е. Келлер можно видеть, что обучение, основанное исключительно на осязательных и двигательных ощущениях, может привести к образованию высокоразвитого мышления, чувствования, воли. Таких детей в СССР имеется незначительное количество. Часть из них находится в Отофонетическом ин-те в Ленинграде и Дефектологическом ин-те в Харькове. Воспитывая С, школа прежде всего дает им основы наук, навыки культурно-бытовые и по ориентировке в пространстве. Все это направлено к тому, чтобы путем общего образования, физического воспитания, развития моторики С, использования слуха и осязания повысить его жизненный тонус, организовать его личность через игру, труд, общественное поведение для непосредственного и активного участия в социалистическом строительстве. В стране, строящей бесклассовое социалистическое общество, есть все предпосылки для ликвидации непосредственных причин слепоты—глазного травматизма, трахомы и др. соц.-бытовых б-ней, порождающих слепоту. ВОС проводит значительную работу по профилактике слеиоты совместно с органами здравоохранения, офтальмологическими об-вами и советской общественностью, путем чтения лекций и докладов, киносеансов, радиовещания, организации трахоматозных отрядов и экспедиций и проведения осмотра населения, особенно среди сезонных рабочих и национальных меньшинств, а также организации специальных классов для слабовидящих детей и наконец путем наблюдения за остаточным зрением у слепнущих. Лит.— см. лит. к ст. Слепота. С. Богорад.

Изучайте:

  • СТОМАТИТ
    СТОМАТИТ (от греч. stoma—рот).воспаление слизистой полости рта. Стоматиты в отношении инфекции - делятся на две группы:...
  • ПИЕЛОГРАФИЯ
    ПИЕЛОГРАФИЯ (от греч. pyelos—-лоханка и grapho—рисую), метод рентген, исследования мочевой системы, при котором удается...
  • KABA-KABA
    KABA-KABA (Kawa, Kawa-Kawa, Jango-na), корневище крупного кустарника, дико растущего и частью культивирующегося на Тихо...
  • КРОНТОВСКИЙ
    КРОНТОВСКИЙ Алексей Антонинович (род. в 1885 г.), известный экспериментатор-патолог и бактериолог; окончил мед. фак. Ки...
  • ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
    ...