СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения гос. или общественными организациями лиц, нуждающихся в помощи в связи с нетрудоспособностью стойкой или временной, а также случайно впавших в нужду. Единственная страна в мире, где С. о. существует как единая система гос. помощи во всех случаях нуждаемости,—это СССР. В СССР помощь эта основана не на принципе милости или благотворительности, как в капиталистических странах, а вытекает из права трудящихся на помощь со стороны своего социалистического государства. С. о. в СССР охватывает все группы трудящихся (в том числе и иностранцев) во всех случаях нуждаемости. Программа ВКП(б) следующим образом определяет задачи Советской власти в-области С. о.: «В области Со. ВКП(б) стремится организовать широкую государственную помощь не только жертвам войны и стихийных бедствий, но и жертвам ненор-мальностей общественных отношений, ведет борьбу со всякого рода паразитизмом и тунеядством и ставит своей задачей вернуть к трудовой жизни каждого, выбитого из трудовой колеи».—В области социального страхования рабочих царская Россия и другие капиталистические страны вынуждены были под давлением рабочих масс в отдельные моменты итти на небольшие уступки. Т. о. было создано социальное страхование, охватывающее очень узкий круг рабочих, причем это страхование проводилось в преобладающей части за счет самих рабочих (см. Социальное – страхование). Такое же положение было и в отношении инвалидов войны: ведя захватнические войны, капиталистические правительства принуждены были организовать помощь для пострадавших СОЦИАЛЬНО» ОБЕСПЕЧЕНИЕ на войне, хотя бы в ограниченном объеме. Для других же контингентов нуждающихся—инвалидов труда, стариков, слепых, глухонемых и т. п.—система гос. помощи не существует, как не существовала и в царской России. Помощь нуждающимся в.,царской Р о с с и и. В истории призрения бедных в царской России, как и в других буржуазных странах, можно отметить три основных момента: 1) личное чувство милосердия, 2) гос. репрессию и 3) трудовое начало. Принцип личного чувства милосердия обычно осуществлялся в форме подачи милостыни; среди сельского населения личное чувство милосердия проявлялось б. ч. в форме натуральной помощи. С конца 10 в. гос. власть предоставляет право призрения бедных духовенству. Призрение не являлось актом благотворительности со стороны церкви, т. к. последняя получала на эту цель не только пожертвования и вклады от частных лиц, но и постоянный доход от казны в форме «десятины» (одна десятая гос. налогов). Судя по колоссальным богатствам, накопившимся в монастырях, можно определенно сказать, что «принцип милосердия, покоящийся на требованиях морали и религии» (Ключевский), являлся далеко не убыточным делом для церкви. Помощь, оказываемая церковью нуждающимся, была крайне ничтожна: нищие обычно получали подаяние на церковной паперти от прихожан. Со второй половины 17 в. гос. власть постепенно прибирает к своим рукам «дела о бедных» вместе с доходами; организуются особые приказы. Начинается период гос. репрессии; борьба против нищенства мотивируется наличием многих воров и здоровых среди нищих, при этом ссылаются на пример «Еуропейских стран». Особенно резкие формы принимает гос. репрессия с эпохи Петра I. Формы репрессии достаточно многочисленны и разнообразны: выселение из городов на родину, ссылка, телесные наказания, лишение свободы, отдача в солдаты, заключение в смирительные дома. Для того чтобы заставить жертвовать на богадельни, был установлен штраф с тех, кто подает милостыню. Принцип гос. репрессии против нищенства проводится гос. властью в царской России вплоть до Октябрьской революции. Царское правительство, ведя борьбу с притворным нищенством, ставило – себе единственной целью скрывать причины нищенства: эксплоатацию трудящихся и беспримерную бедность их. Трудовое начало. Швиттау в своей работе «Трудовая помощь в России» (Петроград, 1915 г.) следующим образом определяет роль государства в проведении трудового начала: «Современное государство не может непосредственно и немедленно реагировать на постоянно вновь возникающие запросы, столь живые и изменчивые, как запросы и интересы современной общественности. Для того, чтобы брать на себя удовлетворение даже самых важных из возникающих в обществе потребностей, современное государство не имеет в своем распоряжении ни сил, ни средств». Естественно трудовое начало не могло найти применения ни в царской России ли
в других буржуазных странах. В царской России насчитывалось несколько «работных домов», похожих больше на арестные дома, чем на трудовые учреждения. С конца 18 в. возникает ряд благотворительных обществ с благозвучными названиями: «человеколюбивое общество», «общество доброчинно – сти», «общество благотворения» и т. п. Делаются отдельные попытки организовать трудовые учреждения для бедных. Но даже благонадежные общества не пользовались особым доверием царского правительства: так, общество посещения бедных в СПБ, организованное Одоевским в конце 1-й половины 19 века и развившее значительную деятельность, было закрыто в 1855 г. правительством. Помощь нуждающимся, организованная земскими и городскими «самоуправлениями», также была мизерна. Отмечены только единичные случаи организации учреждений помощи—за счет населения, т. е. крестьян. Хотя Городовое Положение 1892 г. обязывало городские самоуправления заботиться о нуждающихся и о прекращении нищенства, однако же согласно разъяснению сената «городам предоставлено право устраивать благотворительные учреждения, но это отнюдь не является их обязанностью». Можно определенно сказать, что городские самоуправления очень редко пользовались этим правом—количество учреждений исчисляется единицами. Начиная с 1872 г. выработан ряд законодательных предложений о трудовой помощи. В 1892 г. была организована специальная комиссия под председательством Грота. Комиссия рассмотрела, несколько проектов; в 1897 г. комиссия, не закончив своей работы, была закрыта «в виду болезненного состояния председателя». Законопроект о трудовой помощи так и не был рассмотрен и даже не дошел до Государственного совета. Царская Россия оставила в наследие миллионную массу инвалидов империалистской войны, массу слепых, глухонемых и прочих инвалидов. По количеству слепых и глухонемых царская Россия занимала одно из первых мест в мире как по числу, так и по отношению к населению. Вся эта масса совершенно не была обеспечена. Советская власть с первых же дней своего существования провозгласила право трудящихся на обеспечение во всех случаях нуждаемости (болезнь, инвалидность, стихийные бедствия и т. д.). Рабоче-крестьянская власть* предоставив всем трудящимся право на труд* гарантировала им также право на обеспечение в тех случаях, когда они лишены возможности работать. Это крупное завоевание Октябрьской революции нашло свое оформление в декретах Совета народных комиссаров от 30/Х 1917 г., 30/IV 1918 г. Советское правительство переименовало Народный комиссариат государственного призрения в Народный комиссариат социального обеспечения. При этом правительство указало, что на место милостыни и благотворительности должна быть поставлена гос. помощь. На Народный комиссариат социального обеспечения возложена была обязанность по обеспечению крестьян, инвалидов войны и их семей, стариков, детей, слепых и глухонемых и инвалидов случая. Наряду с социальным страхованием^ охватывающим всех работающих по найму (социальное страхование с 1922 г. выделилось в особую систему—cmi Социальное страхование), упрочилось государственное Со. всех групп населения, не относящихся к категории лиц, работающих по найму. Обеспечение этих групп проводится за счет центрального и местного гос. бюджета. Помощь предоставляется всем нуждающимся, не экс-плоатирующим чужого труда. Советская власть взяла на себя в годы гражданской войны тяжелую задачу, т. к. нуждающихся в гос. помощи насчитывалось колоссальное количество. К массе инвалидов империалистской войны и жертв социальной – несправедливости царского строя прибавились инвалиды гражданской войны, семьи их, семьи красноармейцев, а также жертвы голода в 1921 г. Для удовлетворения нужд этих масс пришлось итти раньше всего по пути натурального обеспечения. Народный комиссариат С. о, развернул значительную сеть домов инвалидов, детских домов, в больших размерах развернул пенсионирование, раздачу продуктов питания и предметов первой необходимости. О размерах этой помощи можно судить по количеству лиц, получивших помощь в 1920 г. от органов С. о.,—свыше 8 млн.; в домах инвалидов находилось свыше 93 тыс. С колоссальным напряжением удалось Советской власти в первые годы своего существования, отбиваясь от врагов, наладить помощь огромной массе нуждающихся. Контингент инвалидов империалистской войны в массе своей состоял из крестьян. В гражданскую войну городской пролетариат играл решающую роль, заполняя ряды Красной гвардии, отряды красных
партизан и добровольцев Красной армии (на отдельных предприятиях весь персонал уходил в армию), но в Красной армии крестьяне составили значительную часть. Большинство инвалидов-крестьян, особенно не относящихся к категории «тяжелых» инвалидов, вернулось в деревню. Эта масса нуждалась в помощи и получила право на восстановление своего хозяйства за счет государства, трудовую помощь и обработку земли, посев и уборку урожая, а также снабжение семенами, сел.-хоз. машинами и лесом. Работа по обеспечению инвалидов деревни, как и нуждающихся из среды батраков, бедняков и середняков, с 1918 г. проводилась в комитетах бедноты, а с конца 1921 г. сосредоточилась в комитетах крестьянской общественной взаимопомощи. В городах же осталась масса инвалидов из городских кон-тингентов и немало инвалидов-крестьян, не связанных с хозяйством в деревне или страдающих тяжелыми формами инвалидности, а также нуждающихся в систематическом лечении ж долечивании. ./Для инвалидов, обладающих остаточной трудоспособностью, была организована система проф. обучения или переобучения для подготовки к трудовой жизни. Советская власть, поставив своей задачей вернуть к трудовой жизни инвалида, преследовала цель улучшить не только материальное положение инвалида, но и его моральное состояние. Привитие трудовых навыков, как обучение и переобучение, началось в домах инвалидов, затем развернулась сеть специальных курсов и учебно-производственных мастерских. Инвалиды, обладающие проф. квалификацией или получившие подготовку в мастерских С. о., в значительной части устроились в общей промышленности. Часть инвалидов организовала первые артели, положившие основу кооперации инвалидов. К этому времени был издан закон о кооперации инвалидов (8/ХП 1921 г.). Т. о. забота об обеспечении сельского контингента инвалидов и нуждающихся была передана общественным организациям—крестьянским комитетам, систематически получавшим также значительную материальную поддержку от государства (земли, угодья, предприятия, сел.-хоз. машины, продукты, деньги). Центром этих комитетов явился Центральный комитет крестьянской взаимопомощи. Работа же по ор – ганизации труда инвалидов в артелях концентрировалась в системе кооперации инвалидов, возглавляемой в центре Всероссийским союзом кооперации инвалидов. В 1923 г. по инициативе слепых было организовано Всероссийское общество слепых (см. Слепота), а в 1926 г.—Всероссийское общество глухонемых (см. Глухонемота). В 1926 г. организованы в системе НКСО кассы взаимопомощи кооперации инвалидов для взаимопомощи и страхования членов артелей инвалидов. Эти кассы впоследствии объединились во Всероссийский союз касс взаимопомощи. Структура органов С. о. В союзных и автономных республиках делом С. о. ведают народные комиссариаты, а в областях и краях—-отделы С. о., в районах—инспектора С. о., в городах—отделы С. о. или инспектора С. о., в сельских местностях—сельсовет, кассы взаимопомощи колхозов. В своей работе органы Со. опираются на общественные организации, входящие в систему НКСО (кооперация инвалидов, кассы взаимопомощи колхозов, общество помощи б-ным и раненым красноармейцам, общества слепых, общества глухонемых и кассы взаимного страхования инвалидов). Основные в и д ы С. о.: 1) натуральное обеспечение, 2) пенсионирование, 3) трудовое устройство. В дома инвалидов направляются лица, совершенно неспособные к труду вследствие старости, инвалидности или хрон. заболевания, при условии, что эти лица не нуждаются в систематическом лечении и что они не представляют для окруясающих опасности в смысле заражения (в противном случае инвалиды направляются в б-цы). Сеть домов инвалидов’ насчитывала в 1934 г. 37 925 мест. Уменьшение количества мест по сравнению с первыми годами советского строя обусловлено огромным улучшением социально-бытового положения инвалидов, в том числе бблыним охватом трудоустройством и систематическим лечением в б-цах. Пенсии назначаются в тех случаях, когда инвалид не в состоянии работать или не может вследствие инвалидности получить заработок в соответствии с квалификацией до инвалидности. Право на пенсию предоставляется всем инвалидам войны и приравненным к ним категориям. Инвалиды гражданской войны получают более повышенные нормы пенсии, чем инвалиды империалистской войны. Пенсии могут также получать и другие хсатего-рии инвалидов. Всего пенсионеров Со. насчитывается на 1934 г. свыше 550 тыс. (военные пенсионеры, семьи их и прочие контингенты). Кроме обыкновенных пенсий, назначаемых инвалидам или в

Изучайте:

  • КОСТО-АРТИКУЛЯРНАЯ ЛИНИЯ
    КОСТО-АРТИКУЛЯРНАЯ ЛИНИЯ (Ипеа costo-articularis). линия, соединяющая первое левое реберно-грудинное сочленение со своб...
  • АППЕРЦЕПЦИЯ
    АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. appercipere— схватывать, понимать), психологический термин, означающий влияние предыдущего опыта ч...
  • БРАУН
    БРАУН, Генрих (Heimich Braim, род. в 1862 г.), мед. образование получил в Лейпциге, хирургическое—в Галле, в клинике Фо...
  • РИВЬЕРА
    РИВЬЕРА (итальянок, riVІera—побережье), побережье Средиземного м. во Франции, в департаменте Alpes Muritimes, и дальше—...
  • ГЕПАТО-ЛИЕНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
    ГЕПАТО-ЛИЕНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, (от греч. hepar—печень и lien—селезенка), новое клин, понятие, подразумевающее параллель...