АФФЕКТ

АФФЕКТ (от лат. affectus—душевное состояние), термин, употребляемый для обозначения явлений в области чувства. Наиболее древнее объяснение слова А. встречается у Августина, к-рый приравнивает его к латинскому perturbatio. Т. о., в этом значении, перешедшем в средневековую литературу, термин А., приблизительно, равен термину «страсть» (passio). Это значе – I ние получает дальнейшее развитие у Декарта и особенно у Спинозы. В этом смысле— страсти и бурного проявления чувства, производящего беспорядки в душевной жизни, слово А. широко употребляется в литературе XVIII в., при чем это значение, по традиции, и до сих пор господствует в криминальной и психиатрической литературе. Но уже в том же XVIII веке некоторые английские писатели проводят разницу между аффектом и страстью с точки зрения их длительности и активности. К аффективным явлениям близко примыкают эмоциональные. В настоящее время существует тенденция смотреть на аффекты и эмоции как на функции различных участков особой рефлекторной дуги, при чем А. связывают с афферентной частью этой дуги; при переключении нервного заряда на двигательные пути (пирамидные, экстрапирамидные) получаются эмоции, проводящиеся эфферентной частью дуги. Однако, такое строгое разграничение едва ли может быть в настоящее время полностью проведено, особенно в клинике. — Различают стенические, или возбуждающие А. (радость, ненависть, гнев и пр.) и астенические, или тормозящие (тоска, стыд, страх и пр.). Чрезвычайно характерным для А. является их иррадиация в области соматики. Аффекты проявляются соматически: 1) в расширении зр»ачков; 2) в изменениях в сер д.-сосудистой системе; 3) в ускорении, реже—замедлении пульса, покраснении, побледнении, повышении кровяного давления и пр.; 4) в повышении сухожильных рефлексов, дрожании и пр.; 5) в действии на слёзо-, пото – и слюноотделение; 6) в действии на эндокринную систему и 7) во влиянии на т. н. выразительные движения (мимика, жесты и пр.). Особенно резко обозначены эти симптомы при т. н. тормозящих А., в то время как стенические А. сопровождаются б. ч. лишь расширением зрачков и незначительными вазомоторными изменениями. Отражаясь на сома-тике, А., в свою очередь, зависят от общего соматического состояния (страх у сердечных больных, эвфория у туберкулезных, возбуждение у базедовиков и пр.). Далее, А. отражаются на интеллектуальной деятельности, а также на воле, поведении, служа для них стимулом. Впрочем, обостренная аффективность может влиять неблагоприятно и на способность к восприятию, мышлению, суждению и пр. При тяжелых психических инсультах дело может у совершенно здоровых людей дойти до расщепления между аффектом и интеллектом, до «аффективного паралича», в то же время наблюдается оживленная интеллектуальная деятельность. Блейлер (Bleuler) объединяет аффективность, влечения, волю в одно понятие эргии, подчеркивая то влияние, к-рое оказывает аффективность на волевые и центробежные функции. А. играют огромную роль в психопатологии; по Блейлеру, почти все психопаты— тимопаты, т. е. больны аффектами. Расстройства аффективности очень разнообразны. К расстройствам количественного характера относятся понижение аффективной возбудимости (апатия, равнодушие и пр.), повышение возбудимости (эвфория, раздражительность и пр.). К качественным изменениям аффективности относятся, так называемые, извращенные аффекты (наприм., радость по поводу грустных событий и наоборот), аффективная амбивалентность (см.). Указанные изменения аффективной возбудимости могут быть либо длительными, составляя сущность той или другой конституции и основного настроения, либо же они появляются в качестве эпизодич. реакций. Если А. возникают немотивированно, имеют быстрое и бурное развитие, дают резкую сосудистую реакцию и связаны с большим или меньшим помрачением сознания, амнезией,—то говорят о пат. А. Не всегда легко бывает решить, куда отнести данный А.—• к норме или к патологии. Между тем, вопрос этот имеет первостепенное значение в судебно-психиатрической практике, когда приходится решать вопрос о вменяемости и ответственности за содеянное в состоянии А. Трудность решения этого вопроса обусловливается тем, что такого рода аффекты б. ч. не оставляют объективных следов; между тем, очень часто возникает вопрос о симуляции. Что касается теории аффективности, то надо сказать, что понятие аффекта утратило свое прежнее, чисто психологическое значение. Метафизическая (по Вундту, интеллек-туалистическая) теория А. конца XIX в. была заменена теорией Джемса-Ланге, котора
я ставила акцент не на психическом, а на соматическом содержании А. Оба автора говорили, что не потому мы дрожим, что боимся, а, наоборот,—именно потому боимся, что дрожим. Эта теория, очень важная для понимания материального субстрата аффективных реакций, является, однако, дуалистической, поскольку разграничивает психическое и физическое как два отдельных ряда явлений. В противовес этой теории, Вундт выдвинул эмоциональную теорию, к-рая рассматривает А. как явление психо-физ. порядка, в котором оба момента—и психический и соматический— равноценны. Поставленные в связи с этой теорией экспериментально-психологические работы оказались плодотворными. Вундт изучил закономерность соотношений между эмоциями и изменениями пульса и допускал, что по изменениям пульса возможно судить о типе эмоций. В настоящее время мы можем считать вполне выясненным влияние аффекта на дыхание, сердечно-сосудистую систему, моторный аппарат, а в последнее время и на химич. процессы, в частности—на обмен веществ и деятельность эндокринных желез (в первую очередь, надпочечников и щитовидной железы). Большой интерес в этом направлении представляют опыты Кеннона (Cannon), который натравливал собак на кошек, находившихся в клетке, и, в связи с вызванной реакцией страха, находил у кошек глюко-зурию и гипергликемию, объясняемую усиленным действием надпочечников. Значительные успехи можно отметить и по вопросу о попытках мозговой локализации аффективных процессов. Все идущие с пе – риферии ощущения попадают в зрительные бугры, откуда они направляются дальше к специальным корковым зонам. Область зрительных бугров, в частности — стенки III желудочка и Сильвиева водопровода, являются одновременно физиологическим центром для неразрывно связанной с ощущениями аффективности. Близость thala-mus’a к межуточному мозгу (служащему центром вегетативной нервной системы) и к моторным подкорковым узлам объясняет нам связь, существующую между аффектив-ностью, влечениями и автоматическими моторными ФУНКЦИЯМИ. М. Серсйекий. Аффективность, совокупность психических явлений, окрашенных оттенками удовольствия или неудовольствия и в традиционной психологии обычно называемых чувствами (следовательно, сюда относятся не только аффекты, но и другие родственные им состояния). Синонимами аффекта являются выражения: «жизнь чувств», «эмоциональная жизнь». Bleuler, первый начавший широко употреблять этот термин в психиатрической литературе, считает аффективность основой человеческой личности, определяющей как характер основных влечений, так и направление мыслей и поступков. Аффект патологический с судебно-медицинской точки зрения. В уголовном праве вопрос о влиянии и значении А. представляется весьма сложным и спорным. С одной стороны, не может быть допущена безответственность за правонарушения, совершенные в аффекте, иначе пришлось бы встать на путь признания всякой необузданности; с другой, А., как возбуждение, сопровождающееся материальными изменениями во всем организме, влияет на псих, деятельность, а следовательно, и на вменяемость (см.). Принято различать 1) физиолог, аффекты, 2) аффекты на патолог, почве, отличающиеся от физиологич. своей интенсивностью и несоответствием с вызвавшими причинами, и 3) патолог, аффекты, характеризующиеся глубоким помрачением сознания. Но такое деление искусственно; границ между ними провести почти невозможно. В юридическом смысле патологический А. характеризуется такими изменениями сознания, при к-рых правильная оценка окружающего, способность выбора мотивов дей-ствования и способность руководить своими поступками становятся невозможными. Ст. 11 Уголовного Кодекса, ред. 1926 г., введя понятие о временном расстройстве душевной деятельности, устанавливает след. ограничения этого понятия:—«Если эти лица не могли отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими». Так. образом Уголовный Кодекс, пользуясь формально только психологическим критерием, ставит два условия: первое—способность суждения (libertas judicii), т. е. понимание человеком значения и свойств своих деяний и, между прочим, знание, что те или иные действия законом воспрещены; второе и важнейшее—libertas consi lii—возможность сделать выбор между различными мотивами действования. Не всегда, когда человек сознает, что он делает, и помнит об этом потом, он может руководить своими поступками. При многих психопатических состояниях, сопровождающихся изменением объема и ясности сознания, способность суждения может быть сохранена; способность же

Изучайте:

  • ГЕМАГГЛЮТИНАЦИЯ
    ГЕМАГГЛЮТИНАЦИЯ, аглютинация (ску-чивание) эритроцитов при смешивании с гомологичными сыворотками. Если человеческие эр...
  • ПАРАЦЕНТЕЗ
    ПАРАЦЕНТЕЗ (от греческ. kenteo—колю, франц. paraeentese—прободение, прокол), искусственное прободение барабанной перепо...
  • МИЦЕЛЫ
    МИЦЕЛЫ (от латинск. micella — частица), мельчайшие кристаллические частицы, являющиеся согласно Негели (Nageli) основой...
  • ГЕТЕРОФОРИЯ
    ГЕТЕРОФОРИЯ (от греч. heteros—различный и phero-—стремлюсь), представляет собой состояние, при к-ром глаза единственно ...
  • РЕЦИДИВИРУЮЩИЙ ПАРАЛИЧ
    РЕЦИДИВИРУЮЩИЙ ПАРАЛИЧ, своеобразный синдром, в к-ром главное место занимает лтериодически наступающий паралич. Наиболе...